история

Nick
Сэнсей
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 сен 2011, 00:16
Поблагодарили: 1 раз

Re: история

Сообщение Nick »

Т.е. имеем некую коллизию
С одной стороны
leohunter писал(а):познавательный интерес,
С другой
leohunter писал(а):не откладываются такие различия в памяти
Я спросил в силу того, xnj об аналогичном уже упоминал -
Nick писал(а):Более пристально разобрался бы с термином White-spotted char, в переносе с японского на английский и русский могут затеряться некие нюансы того, что конкретно имеется в виду.
Лично я всегда напрягаюсь, когда применительно к японским объектам вижу слово "форель" или "trout". Давайте уж тогда просто говорить "рыба".

При наличие интереса (т.е. попытки чего-либо понять) есть смысл откладывать в памяти. Начиная с ТТХ объектов. Ибо с этого начинается и всё остальное - что способы лова, что разведение..
leohunter
Сэнсей
Сообщения: 1999
Зарегистрирован: 27 ноя 2016, 11:05
Имя: Леонид
Откуда: Вологда

Re: история

Сообщение leohunter »

С необъятных просторов Интернета:
Salvenis malma.JPG
Salvenis malma.JPG (142.09 КБ) 6060 просмотров
В контексте обсуждавшегося интерес представляет третье предложение.
Используй то, что под рукою,
И не ищи себе другое
Nick
Сэнсей
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 сен 2011, 00:16
Поблагодарили: 1 раз

Re: история

Сообщение Nick »

Я не понял, что тут к чему. Можно конкретней?
И, кстати, что за букварь (что нибудь типа "рыбы японии" японских авторов?)
Nick
Сэнсей
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 сен 2011, 00:16
Поблагодарили: 1 раз

Re: история

Сообщение Nick »

И да, чтоб Миша не рассердился, давай с рыбами куда-нибудь в "рыбы"
Nick
Сэнсей
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 сен 2011, 00:16
Поблагодарили: 1 раз

Re: история

Сообщение Nick »

А интересная тема старые японские фотографии. Особенно жизни крестьян.
Old Japan in late 19th Century (5).jpg
- https://photochronograph.ru/2015/12/21/ ... -xix-veka/
8b9606a25f35.jpg
- http://innfotos.blogspot.com/2010/10/19-20.html
Nick
Сэнсей
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 сен 2011, 00:16
Поблагодарили: 1 раз

Re: история

Сообщение Nick »

Похоже, что апосля философского единения с природой. Улов весьма напоминает каких-нибудь иван в сушено-копченом виде
article_image-image-article11.jpg
Nick
Сэнсей
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 сен 2011, 00:16
Поблагодарили: 1 раз

Re: история

Сообщение Nick »

А забавные ребята - матаги. Вернее, как по ним информация присутствует.
https://ja.wikipedia.org/wiki/%E3%83%9E ... F%E3%82%AE
http://bunka.nii.ac.jp/heritages/detail/210418

Подача идет как особой культуры, основанной на охоте с глубоким философским проникновением в суть природы. Про особое отношение к природе - это обязательно. И даже "... они отличались от охотников в других регионах Японии ...в том, что они уважали свою уникальную религию и биоэтику ". И в том же духе.
Остальные (кстати, безымянные), естественно, имели свою религию, но исключительно для ее неуважения. Не говоря уж про какую то этику.

Как то странно все это. Наличие религии и всякой обрядовости - эт понятно, ничего тут необычного: натурализм, анимизм. Необычно то, что это не какая то народность/нация, а этносоциальная группа. Непонятно когда сформировавшаяся - отчего то сами потомки говорят о существовании матаги последние 3-4 века, а нематаги тянут историю аж до 9-10 веков. Эт имеет определенную пикантность, если принять во внимание территориальность - север Хонсю. Апосля чего рекомендуется ознакомиться с историей японо-айнских отношений. Достаточно интересно, что на территории, на которой всегда жили айну и бьются за нееу, проникает, формируется и спокойно себя чувствует чуждая группировка враждебного этноса. Занимающаяся практически тем же, чем и айну - охота (включая медведей), рыбалка, в т.ч. многое заимствуя из приемов и опыта айну. Как бы некая экспансия с конкуренцией тут видится. И странным образом никаких конфликтов не возникает. И естественно, вселенцы пропагандируют исключительно биоэтику. Т.е. "для жителей горных районов, где нет перспектив получения большого денежного дохода, можно сказать, что доход, приносимый медведями, является спасательным кругом", но они, естественно, в первую очередь думают об экологии и этике.
Что, в общем то, удобно в таком плане
http://www.mataginosato.com/
http://matagisha.sakura.ne.jp/sirakami-now.html
Вообще полезно почитать об освоении японцами северных территорий. Как то у матаги местами начинают проскальзывать черты летних сезонных рабочих, которые, остаются на зиму без работы и вынуждены как то выживать
leohunter
Сэнсей
Сообщения: 1999
Зарегистрирован: 27 ноя 2016, 11:05
Имя: Леонид
Откуда: Вологда

Re: история

Сообщение leohunter »

По второй твоей ссылке http://bunka.nii.ac.jp/heritages/heritagebig/210418/1/1 на фото в левом нижнем углу - приспособления для изготовления свинцовой дроби, у нас где-то на даче до сих пор валяется - отец раньше сам делал дробь: две пластины с поперечными канавками, куда лили свинец, затем после охлаждения полученные цилиндрики рубили, после чего катали до придания шаровой формы, добавив графит для смазки (на фото чугунный диск - мой отец использовал чугунную сковороду), а сортировали крупную от мелкой вроде бы через сита - он рассказывал, но я этот процесс уже не застал, поскольку уже была покупная дробь.
Интересно, что и в Японии так делали дробь. Явное заимствование технологии вместе с появлением там дробовиков. Но это не на медведя.
Используй то, что под рукою,
И не ищи себе другое
Nick
Сэнсей
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 сен 2011, 00:16
Поблагодарили: 1 раз

Re: история

Сообщение Nick »

leohunter писал(а):Но это не на медведя.
А упор на медведя как основы жития представляется несколько странным (хотя имеет оттенок этакой героичности):
- или медведь по запчастям стоил умопомрачительных денег (а тогда чего бы бедные хантеры не отличались зажиточностью?)
- либо их колотили в жутких количествах, что тоже несколько странно.

Тут несколько занятных статей
- история охраны леса в Японии - https://www.nippon.com/ru/features/c03912/
- бунт диких животных - https://www.nippon.com/ru/features/c03914/
- отношение японцев к животным - https://www.nippon.com/ru/features/c03910/

Последняя ссылка включает в список съедобных "енотовидных собак, собак, волков, барсуков и других животных..."

Ну и т.д.
leohunter
Сэнсей
Сообщения: 1999
Зарегистрирован: 27 ноя 2016, 11:05
Имя: Леонид
Откуда: Вологда

Re: история

Сообщение leohunter »

Nick писал(а):А упор на медведя как основы жития представляется несколько странным
Да это как раз понятно - медведя у всех народов уважали, что переносилось и на охотников. Меня больше восхитила приспособа для охоты на зайца/кролика - соломенный диск с деревянной ручкой для метания: я раньше читал, что если свистнуть, бегущий заяц останавливается (но испытать не доводилось - в лесу его удаётся перевидеть на очень короткое время, едва выстрелить успеваешь - тут уже не до свиста). А здесь поясняется, что заяц замирает, если услышит свист крыльев пернатого хищника, и этот свист как раз и имитирует брошенный в его сторону соломенный диск. Затаившегося зайца тогда якобы можно брать голыми руками. Видел эти диски на разных японских фото, подозреваю, что ручка служила для удобства метания и оставалась в руке, а диск с неё слетал.
Используй то, что под рукою,
И не ищи себе другое
Nick
Сэнсей
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 сен 2011, 00:16
Поблагодарили: 1 раз

Re: история

Сообщение Nick »

leohunter писал(а):Да это как раз понятно
Эт то тут при чем? Меня интересует за счет чего граждане жили. Не за счет же сказок.
leohunter писал(а):приспособа для охоты на зайца/кролика
Какая то тоже странная вещь. А она точно для этого? Хотелось бы поконкретней ознакомиться с процессом. Ибо:
- можешь просто посмотреть ролики охоты на зайцев с птицами
- не пробовал, чего зашвырнуть в кусты/снега/траву, а потом найти? Так чтоб еще на зайца смотреть, а не на метательный предмет?
- предположительное время полета/звучания в соотнесении с расстоянием от охотника до зайца и прикидом, чтоб успеть к нему подойти?

Тут примерный пейзаж, предполагающий метание дисков - https://dzimitori.livejournal.com/115080.html
leohunter
Сэнсей
Сообщения: 1999
Зарегистрирован: 27 ноя 2016, 11:05
Имя: Леонид
Откуда: Вологда

Re: история

Сообщение leohunter »

Nick писал(а):Какая то тоже странная вещь. А она точно для этого?
Отсюда: https://www.discovertenkara.com/shokuryoshi.html , глава "“Biohacking” Mountain Hare Hunting".
Он, кстати, тоже на вики ссылается.
По остальным вопросам мне тоже это несколько странным кажется.
Warada1_640.jpg
Но его фото из японского музея может намекать на то, что он не только сфотографировал, но и спросил назначение. Есть подозрение, что этой самой "варадой" только останавливали бегущего зайца, а дальше стреляли по сидячему, ибо стоящее рядом кремневое ружжо скорее всего пулевое шомпольное, но и дробью по сидячему легче бить. С горными японскими зайцами сам не сталкивался, тем более с кроликами, а в наших лесах по белякам такая штука действительно бесполезна.
Используй то, что под рукою,
И не ищи себе другое
Nick
Сэнсей
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 сен 2011, 00:16
Поблагодарили: 1 раз

Re: история

Сообщение Nick »

Использование в тексте источника слова "rabbit" не добавляет ему доверия. Кролики на японских островах появились в 1873 г.
leohunter
Сэнсей
Сообщения: 1999
Зарегистрирован: 27 ноя 2016, 11:05
Имя: Леонид
Откуда: Вологда

Re: история

Сообщение leohunter »

Nick писал(а):Кролики на японских островах появились в 1873 г.
А охотники к этому времени уже перевелись? :)
Используй то, что под рукою,
И не ищи себе другое
leohunter
Сэнсей
Сообщения: 1999
Зарегистрирован: 27 ноя 2016, 11:05
Имя: Леонид
Откуда: Вологда

Re: история

Сообщение leohunter »

Ух какой ты сайт интересный нашёл - спасибо!
Nick писал(а):Тут несколько занятных статей
- история охраны леса в Японии - https://www.nippon.com/ru/features/c03912/
- бунт диких животных - https://www.nippon.com/ru/features/c03914/
- отношение японцев к животным - https://www.nippon.com/ru/features/c03910/
Полазал, наткнулся на такое:
"Японская любовь к животным
Японское отношение к животным окрашено особой нежностью. В разных уголках страны осталось множество памятных стел или буддийских изображений в память о животных, связанных с человеком. «Могилы насекомых» (мусидзука) устраивали в те времена, когда не было химикатов, и вредных насекомых могли лишь собирать с растений. Они служили для поминовения насекомых, которым – хоть их и не любили за наносимый ими вред – устраивали заупокойные церемонии за отобранную у них жизнь. «Изгнание насекомых» (мусиои) когда-то проводилось в каждом населённом пункте по всей стране, и люди вместе молились об изгнании вредителей
."
Не в этом ли отношении корни изготовления искусственных мух вместо убийства живых насекомых?

А здесь не вижу того, что видишь ты:
Nick писал(а):Подача идет как особой культуры, основанной на охоте с глубоким философским проникновением в суть природы. Про особое отношение к природе - это обязательно. И даже "... они отличались от охотников в других регионах Японии ...в том, что они уважали свою уникальную религию и биоэтику ". И в том же духе.
Остальные (кстати, безымянные), естественно, имели свою религию, но исключительно для ее неуважения. Не говоря уж про какую то этику.
Насколько я понимаю, для того им и была выдана когда-то грамота (лицензия :D ) на право заниматься медвежьей охотой, чтобы выделить как особую специализированную профессиональную группу, в которой сложились свои обычаи и этика, отличные от буддистских ограничений:
Император Тэмму (622-686) был ревностным буддистом, и в 645 году издал указ, запрещавший убийство живых существ и употребление в пищу мяса пяти видов – говядины, конины, курятины, мяса собак и обезьян. Действие этого указа продолжалось почти 1200 лет.
В то же время, ритуалы по убиенному зверю, похоже, были вполне в духе общих религиозных воззрений:
...В храме Когандзи есть не только могила китов. Там также хранятся таблички-ихай с посмертными буддийскими именами китов, записи с биографическими данными (какотё) 242-х китов, самцов и самок, – в них указаны буддийские имена, дата и место вылова, название рыбацкой артели и другие сведения. Китов посмертно почитали наравне с людьми.
Используй то, что под рукою,
И не ищи себе другое
Nick
Сэнсей
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 сен 2011, 00:16
Поблагодарили: 1 раз

Re: история

Сообщение Nick »

leohunter писал(а):А охотники к этому времени уже перевелись? :)
1. Эт только завезли
2. Первое время они были дико любимыми животными за дикие деньги.
Т.е. время на расплодиться и стать кормом. При сем не вполне уверен в ареале "дикого" обитания кроликов в Японии - ля севера как бы указывают вельми снега глубокие.

3. И охотники постоянно переводились. И огнестрел становился все доступней
Nick
Сэнсей
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 сен 2011, 00:16
Поблагодарили: 1 раз

Re: история

Сообщение Nick »

leohunter писал(а):Не в этом ли отношении корни изготовления искусственных мух вместо убийства живых насекомых?
Ну так и думал.
Ты как то странно читаешь.
- а не кажется странным расписанная любовь к лесам/деревьям и вырубание их к хренам?
- а не кажется странным, что тех же оленей в Японии выжирали несколько раз?
- а не кажется странным апосля трогательного текста встретить в заключение более трезвый раздельчик. (г. Окаяма - это юго-запад Хонсю, т.е. "традиционные" японские земли с близостью к администрациии и мягким климатом, дозволяющим успешное с/Х и требеющего меньших энергозатрат)
leohunter писал(а):была выдана когда-то грамота
Все эти примеры с грамотами (не припомню, чтоб им выдавалась ранее какая то спец грамота) и китами говорят только об одном - "В период Эдо в Японии убийство животных без пользы считалось аморальным" . А " с пользой" - пожалуйста.
Дак это нормально. Все "цивилизации, живущие от ландшафта," вели себя так же и ведут так себя до сих пор. Различия только в сложности ритуалов.
leohunter
Сэнсей
Сообщения: 1999
Зарегистрирован: 27 ноя 2016, 11:05
Имя: Леонид
Откуда: Вологда

Re: история

Сообщение leohunter »

Nick писал(а):- а не кажется странным расписанная любовь к лесам/деревьям и вырубание их к хренам?
- а не кажется странным, что тех же оленей в Японии выжирали несколько раз?
- а не кажется странным апосля трогательного текста встретить в заключение более трезвый раздельчик.
Это тоже нормально. Меняются поколения, меняется обстановка, меняются взгляды. Запреты рано или поздно рождают противодействие. Традиции и верования вступают в противоречие с окружающей действительностью, и их приходится как-то примирять. Очень выразительна, к примеру, связь изменений в структуре их питания с продолжительностью жизни (вегетарианцам на подумать :D ). А ещё интересно, что им мешает регулировать численность оленей "чужими руками" - пардон, зубами - волков почему-то не хотят вернуть на острова - вполне "зелёные технологии" :lol: . И может стоит им ещё пошире рекламировать историю матаги - глядишь, нападений медведей на людей поменьше станет.
Используй то, что под рукою,
И не ищи себе другое
Nick
Сэнсей
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 сен 2011, 00:16
Поблагодарили: 1 раз

Re: история

Сообщение Nick »

В этом контексте нет никакой смены поколений и эволюции взглядов. Банальное педалирование идеализированной декларации над реальной насущностью.

..В храме Когандзи есть не только могила китов. Там также хранятся таблички-ихай с посмертными буддийскими именами китов, записи с биографическими данными (какотё) 242-х китов, самцов и самок, – в них указаны буддийские имена, дата и место вылова, название рыбацкой артели и другие сведения. Китов посмертно почитали наравне с людьми.
:D Отчего мне кажется, что китам на это было глубоко плевать?
leohunter
Сэнсей
Сообщения: 1999
Зарегистрирован: 27 ноя 2016, 11:05
Имя: Леонид
Откуда: Вологда

Re: история

Сообщение leohunter »

А мы вообще о чём? Об элементах культуры? О лукавстве религий? О лицемерии авторов? О единичном или особенном? А может, о сущности бытия и сознания? Или это попытки увязать ландшафт с населяющим его народом?
Признаться, я уже теряю нить рассуждений. Пойду-ка спать пожалуй.
Используй то, что под рукою,
И не ищи себе другое
Nick
Сэнсей
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 сен 2011, 00:16
Поблагодарили: 1 раз

Re: история

Сообщение Nick »

О чтении написанного.
Nick
Сэнсей
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 сен 2011, 00:16
Поблагодарили: 1 раз

Re: история

Сообщение Nick »

"... где японцы ловили тенкарой как в пинг-понг - заброс, рыб выдергивается в воздух, подхватывается тамо, заброс и т.д. Это не целевая рыбалка, это массовый промысел. Если тут не затрагивать иного и ограничиться только снастью, то у нее будут вполне конкретные характеристики, в т.ч. не возиться/не церемониться с рыбой для которой она предназначена. ... И дело тут не только в доступном материале, а в самой технологии и психологии процесса ...".

Как то приводил про "морскую тенкару" :D - удебный лов тунца. Занятным было решение увеличения мощности - "четырехручник".
AA042E40.gif
AA042E40.gif (25.73 КБ) 5900 просмотров
Тут - более развернутый ролик. Некоторые особенности оснастки, работа двуручниками и четырехручниками, и механизация процесса :D
https://www.youtube.com/watch?v=pegKcKpRzW0
leohunter
Сэнсей
Сообщения: 1999
Зарегистрирован: 27 ноя 2016, 11:05
Имя: Леонид
Откуда: Вологда

Re: история

Сообщение leohunter »

Nick писал(а):И дело тут не только в доступном материале, а в самой технологии и психологии процесса ...".
:o Что Вы, Миша - это же не наш метод! :D
Интересно, на голубого тунца во сколько рук нужна такая снасть? :roll:
Используй то, что под рукою,
И не ищи себе другое
Nick
Сэнсей
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 сен 2011, 00:16
Поблагодарили: 1 раз

Re: история

Сообщение Nick »

Наш, не наш. Но здравое решение для не терять темп.
Nick
Сэнсей
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 сен 2011, 00:16
Поблагодарили: 1 раз

Re: история

Сообщение Nick »

Сей мега-труд 1911-1912 гг. уже поминался:
первая половина томов - http://nrifs.fra.affrc.go.jp/book/D_arc ... egver.html
вторая половина томов - http://nrifs.fra.affrc.go.jp/book/D_arc ... egver.html

1. В соответствии с другим букварем из этой же библиотеки - http://nrifs.fra.affrc.go.jp/book/D_arc ... DA018.html - до эпохи Тайсё (с 30 июля 1912 по 25 декабря 1926) рыбная терминология обозначалась китайскими иероглифами. В эпоху Тайсё стали привлекать хирагану. "..После того как в 1949 году был принят новый закон о рыболовстве, все они были выражены в хирагане по таким причинам, как ограничения официального кандзи и предотвращение путаницы из-за смешанного использования.." Но т.к. кандзи уже были в пользовании и документах, то оно так и осталось мешаниной.

2. По верхней ссылке "второй половины томов". В принципе том структурирован по видовой ловле (а не по способам). К примеру, содержание
1.jpg
1.jpg (62.31 КБ) 5858 просмотров
Направленность текста - вертикальная, справа-налево.
Зеленым отчерчена нумерация глав.
Красным - главы о вылове аю (отчеркнут как раз иероглиф "аю").
Красный кружок - иероглиф "маленький" - видимо, речь о ловле мелкой аю.
Синий овал - "ивана - (вообще, как и у других рыб, есть и иные названия/написания). В книге более используются для названия рыб иероглифы типа 鮅 , где первый значок это "рыба", второй некое определение.

3. В книге не встретим 毛鉤釣 - "шерсть-крюк - ужение". Вместо этого применительно к мухам используются две конструкции
"ужение-крючок-комар"
2.jpg
2.jpg (36.86 КБ) 5858 просмотров
"крючок-приманка-(неизвестный мне иероглиф - Владимир? :D )-ужение"
3.jpg
3.jpg (25.41 КБ) 5858 просмотров
Второй вариант занятен тем, что применительно к мухе используется иероглиф 餌 - "наживка/приманка", который вообще то (ноне) применяется в понимании "bait/наживка".
Вообще, авторы стараются придерживаться стабильности обозначений. В результате получается следующая градация.
- "ужение на крючок - 鉤釣 ", обособляется от иных способ лова, в том числе и от поплавка. Оснастки, схожие в принципе, вариабельны по видам рыб, в т.ч. включая груз или нет.
- используется общее понятие "ужение на крючок-приманку - 餌鉤釣"
- дополнительными иероглифами уточняется "естественная" или иная.
Мушиный и наживочные варианты приводятся для разных рыб/условий. Единовременно и на равных. К примеру,
4.jpg
Или набор крюков для некой "рыбы", имеющей определение "приходящая"
5.jpg
Аватара пользователя
Владимир 5172
Самурай
Сообщения: 623
Зарегистрирован: 27 май 2017, 06:02
Имя: Владимир
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 9 раз

Re: история

Сообщение Владимир 5172 »

У меня эти четыре иероглифа гугл отказался читать, только на китайском.
擬釣- предлагаемая промысловая. 擬-намериваться.
Nick
Сэнсей
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 сен 2011, 00:16
Поблагодарили: 1 раз

Re: история

Сообщение Nick »

Что и ожидалось по смыслу - 擬 «имитация» - http://kanjidb.ru/?p=kanji_show&kanji_id=1626. Есть вариант - "псевдо-"
鉤餌 擬 釣 - крючковое ужение на приманку-имитацию/псевдоприманку
Аватара пользователя
Владимир 5172
Самурай
Сообщения: 623
Зарегистрирован: 27 май 2017, 06:02
Имя: Владимир
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 9 раз

Re: история

Сообщение Владимир 5172 »

鉤 = Hooks
餌 =Fishing bait
疑 = Chicanery
釣 = Fishing
The meaning of the sentence is "Fishing other than using bait"
「毛鉤」= Fake bait
Аватара пользователя
Владимир 5172
Самурай
Сообщения: 623
Зарегистрирован: 27 май 2017, 06:02
Имя: Владимир
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 9 раз

Re: история

Сообщение Владимир 5172 »

Это не я,привет от Тосиро Тодороки.
Nick
Сэнсей
Сообщения: 4315
Зарегистрирован: 08 сен 2011, 00:16
Поблагодарили: 1 раз

Re: история

Сообщение Nick »

И чего людей зазря тормошить - вроде и так разобрались.
Ответить